Основное меню
Главная
Написать мне
Гостевая
Новости сайта

Статьи
О Языках программирования
Delphi
Visual Basic
JavaScript
VBScript

Мои программы
CLOCK
CD-organizer
Delphi. Синтаксис

Delphi. Синтаксис


Вообще синтаксис не Delphi, а Pascal. Но так как Delphi основан на Pascal`e, а чтобы быть точным на Object Pascal`e, то это не имеет разницы.

Имена.
Имена изпользуются при создании переменных, констант, функций, процедур.

Правила описания.

    1. Могут содержать символы латинского алфавита, цифры и символ подчёркивания.
    2. НЕЛЬЗЯ использовать в качестве имён зарезирвированные слова языка DELPHI
    3. Имя должно начинаться только с буквы или символа подчёркивания.

Например:

test1
_test1
Комментарии.
Изпользуются для пояснеий в коде программы. И предназначены для чтения человеком, а не компьютером! Не надо создавать слишком заумные комментарии

Примеры

    1. { }
    2. (* *)
    3. // в стиле с++
Вложенные коментарии одного типа недопустимы, например:

{{ }} - ОШИБКА
{ (* *) } - ПРАВИЛЬНО

Зарезирвированные слова языка Delphi
Встречаются:

    1. В названия типов: Integer, String, Char...
    2. В определении раздела программы или процедуры: var, const, begin, end..
    3. В условных операторах: If, Then, Case...
    4. В операторах цикла: For, do, whole, repeat...

Переменные.
Переменная - это область памяти содержащая значение определённого типа и позволяющая изменить текущее значени на новое.
    1. При определении переменной должен указываться тип данных
    2. Переменная определяется в разделе var

Пример:

var
  i:Integer;
  s:String;

Если есть несколько переменных одного типа, то их можно перечислить через запятую, а в конце указать тип данных

Пример:

var
  s, a, t:String; //в стиле с++

Константы.
Константа - это область памяти содержащая определённое значение, но значение остаётся на весь период сущевствования константы.
    1. При определении константы тип данных не указывается
    2. Константа определяется в разделе const

Пример:

const
  name:'vasya';

VAR и CONST определяются до тела проги или процедуры!

Пример:

Procedure Name;
var
  name:String;
begin

name:='Vasya'; end;

Операторы.
Операторы используются для того чтобы присвоить значение переменной.

:=Единственный оператор присвоения в Дельфи/Паскаль
Арифметические операторы
+ - сложение
- - вычитание
* - умножение
/ - деление
DIV - целочисленное деление
MOD - деление по модулю

Операторы сравнения
= - равно
<> - не равно
< - меньше
> - больше
<= - меньше либо равно
>= - больше либо равно

Условные операторы
IF..THEN - позволяет определить выполняются ли некоторые условия и взависимости выполнить тот или иной код.
IF -> выражение -> THEN -> оператор -> ELSE -> оператор -> END;
Это читается так:
ЕСЛИ -> выражение -> ТО -> оператор -> ИНАЧЕ -> оператор -> END;

Пимер:

IF i=0 THEN i:=1 ELSE i:=i+1;

Выражение - это условие содержащее один или более операторов сравнения. Операторы сравнения перечисляются следующим образом:

IF (a=0) AND (b=1) AND (c=0) THEN... - проверяется чтобы a=0 И b=1 И c=0
IF (a=0) OR (b=1) OR (c=0) THEN... - проверяется ИЛИ a=0 ИЛИ b=1 ИЛИ c=0

ELSE - не обязательный оператор, его можно не писать.

Пимер:

IF i=0 THEN i:=1;

Операторов может быть несколько, их только надо взять в begin и end

Пhример:

IF i=0 THEN
 begin
  i:=1;
  b:=2;
  c:=3;
 end;

ВНИМАНИЕ!!! Когда после END стоит ELSE, то знак ; СТАВИТЬ НЕ НАДО!!!

Пример:

IF i=0 THEN
 begin
  i:=1;
  b:=2;
  c:=3;
 end
ELSE
c:=5;

Ну я думаю, что для начала хватит. Будут вопросы спрашивай!

Rambler's Top100
Сайт создан в системе uCoz